пятница, 30 марта 2012 г.

Haindl Tarot - Шут

 

ЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ: АЛЕФ, "ВОЛ"
РУНА ВУНЬО: "РАДОСТЬ"
АСТРОЛОГИЯ: ПЛАНЕТА УРАН
СТИХИЯ: ВОЗДУХ
Соответствует первой букве еврейского алфавита «Алеф» , она означает «Вол» или «Бык», животное, являющееся священным во многих частях мира. Своими изогнутыми рогами, Бык символизирует Луну и так он стал известен, как мужчина-партнер Богини Луны (см. Верховная Жрица, Императрица). Бык представляет активную жизненную энергию. В отличие от всех букв в латинском алфавите, «Алеф» не произносится, сопровождая/сочетаясь с гласными звуками. Это означает, что она символизирует тайну духа, которая не может быть описана банальными словами. Алеф открывает Десять Заповедей, первая из которых начинается так: "я Господь, Бог твой"* Написанное на Иврите, "я" -"Энохи," , начинается с буквы Алеф. Таким образом, когда Бог представляет Себя человечеству, первая Буква не произносится, символизируя то знание Бога, что не может быть объяснено людским языком. Некоторые люди описывают это (Алеф) как уста открытые для разговора, или задержку дыхания при подготовке к речи. Посмотрите на форму буквы. Можно представить, что она поворачивается, как лопасти вентилятора. Думаю, это как вихрь чистого бытия до того, как Творение, пришло к системе. Так же и с сознанием. Непроизносимый Алеф символизирует состояние полной осведомленности, прежде чем эго и условности поделят все на категории. Это и есть состояние Дурака.

Руна для Дурака-Вуньо, или W, что означает "Радость" .Шут -ребенок, радующийся жизни. Глядя на мир глазами Шута, наслаждаешься существованием, танцуешь, не взирая на вызов превосходящих тебя. Руна также означает укрепление сил, или объединение людей в сообщества. Дурак, Алеф, является безмолвной силой, объединяющей различные события Старших Арканов.
Астрологическая планета Шута, Уран, подчеркивает неожиданность, радость, удивление, что движет Шутом на различные шаги в жизни, придавая решительности идти вперед, в неизвестность. Белая рамка в карте символизирует стихию Воздуха. Обычно Воздух означает мысль, но также символизирует и Дух.
Хотя карта наполнена символами и идеями, изображение остается ясным и понятным. Мы видим, что на первый план выходит сам Шут. Он стоит за пределами границы и еще не вошел в мир Старших Арканов со всеми их проблемами. Он носит разноцветные пальто с одним рукавом полностью коричневым, а также на нем шесть бубенцов. Позади и немного выше Шута, мы видим лебедя, и кроме того шесть планет в ночном небе.
Когда мы думаем о значении архетипа, мы способны сочинить историю, или видеть сон, где встречаем таинственных стариков или странных детей. Мы вызываем идею или образ архетипа из-за его важности в повседневной жизни. Архетипы находятся не только в мифологии, но в социально-культурных учреждениях. Шут реален настолько же, насколько и сказочен.
Бесчисленные мифы и сказки представляют для нас образ Шута бесхитростным, у которого нет образования, или мирской мудрости, и все же в итоге он выигрывает сокровища или принцессу из-за своего чистого сердца и инстинктивного ощущения, как поступать в той или иной ситуации. Но фактически в каждом обществе есть место также и для реально существующего Шута.
В Таро Хайндля карта Шута показывает нам средневекового придворного шута. Работа шута требовала, чтобы он развлекал людей, но это также позволяло ему критиковать могущественных, произносить истину ярко там, где никто другой не осмелился бы выразить свою мысль. Также не относящийся к высшему кругу, Шут мог, увидеть ту правду, что не замечали или пропускали все остальные, закрепленные своим местом в социальной иерархии.
В наше время архетип представлен телевизионными комиками. Хотя некоторые полагаются на клише или дешевые развлечения, другие, на удивление многие, выполняют роль архетипа, с наблюдениями о современной жизни и резкими нападками на сильных мира сего. Шут и комик представляют собой один из аспектов Дурака.
Во многих культурах архетип имеет более фундаментальную, возможно более сильную форму , что он священный клоун, который ломает все правила и социальные условности. В средневековой Европе владыка карнавала, выбранный из-за своего безрассудства, возглавлял временное нарушение строгих правил, которые управляют обществом. В Индейской культуре общество аборигены сознательно ломают строгие законы, танцуя голыми, рассказывая шутки во время торжественных церемоний, одеваясь в стиле унисекс, даже испражняясь в общественных местах. Таким странным поведением они напомнили людям, что свод правил и обычаев общества, даже священные ритуалы, являются просто набором условностей, таких как одежда, которую мы начинаем одевать, взрослея. Действительность, странная и непостижимая, остается под этими условностями. Дворцовый шут Германа Хайндля носит священные цвета племени Лакота Северной Америки.
Возможно, взрослея, мы становимся всё более и более консервативными и жесткими, тогда как в сказках Дурак, как правило, представлен в качестве ребенка. В Таро Хайндля мы видим молодого человека смотрящего на жизнь распахнутыми от удивления глазами, но без душевного волнения, Шута волнует что-то большее, чем обычные чувства.
Мы описываем Дурака, как "он» но этот образ не имеет ни мужского, ни женского пола. Невинность Дурака воплощает раскол фундаментальности, напоминая, что мужские и женские роли являются искусственно созданными культурными установками.
Дурак открывает нам Старшие Арканы. Традиционно Дурак представляет ребенка, путешествующего по жизни, душу, воплощающуюся в тело. Следующие за Щутом 21 козырей, олицетворяют брошенные ему вызовы реальные или духовные. Как ребенок в сказках, Дурак двигается от одной задачи к другой, пока он не достигает слияния, окончательного торжества в козыре Вселенная.
Число Дурака 0. Это ставит его перед другими картами, но и отдельно от них. Это также символизирует интуицию священных аборигенов, что мы знаем, что мы ни какая-нибудь вещь, мы помним, кто мы есть. Если же мы не определимся что мы есть, мы – ничто. Ничто. Действительность никогда не может быть заключена в конкретные рамки или доктрины. Поэтому сама действительность остается — ничто. В то время как другие Старшие Арканы, с их фиксированными номерами в последовательности 1 - 21, представляют особые государства или стадии жизни, Дурак, ноль, может стать чем угодно. В современных системах чисел мы пишем ноль в форме яйца, 0, указывая, что вся жизнь, весь опыт появляется из непостижимого ничто. Изначально ноль был написан в качестве точки для обозначения этой же идеи. В традиции Каббалы творение начинается как точка света от Ничто, вне всякого понимания (см.Солнце). Ноль может быть описан как другая сторона бесконечности (разделите любое число на ноль, и ответ - бесконечность). В математике бесконечность является тем же, чем и Алеф в еврейском алфавите, это же представляет и дурак. В современной космологии мы можем проследить историю вселенной на миллиарды лет назад, почти точно до момента Большого взрыва. Но что существовало до того?
Дурак символизирует инстинкт и невиновность, чувства, которые живут в нас, пока мы чисты, что-то существующее вне условностей, материальных интересов, нашего Эго и даже индивидуальности. Мы считаем себя особенными, наделенными чертами, отличающими нас от других людей. Дурак, выражающий пустоту, что нечто ещё находится за внешними особенностями, универсальной жизненной энергией,, вне мысли, вне личности.
В сказках старшие братья или сестры строят козни и плетут интриги. Их планы терпят неудачу, потому что жизнь не идет согласно их ожиданиям. В планах же у Дурака – ничто. Он или она не следует схемам. Дурак поддается жизни, такой, какая она есть.
Священные аборигены нарушали все правила, чтобы напомнить нам, что все эти установки созданы человеком, а истина в чем-то другом. Культурный рост человечества, построен искусственно, но настолько укоренился в нашей жизни, что вымещает истинную сущность жизни. Мы так привыкаем к использованию образов, что думаем обо всех составляющих, - шикарных вещах, популярности, трудоспособности или отношениях, как итоге индивидуального существования. Аналогично мы узнаем свои культурные предпочтения, убеждения о мире и нравственности, соответствии мужских и женских ролей, и глубоко убежденны в истинности этих условностей, не думая о другом. Индивидуальность и культура становятся как маски, которые мы носим на своих лицах. И потому как ни мы сами не снимаем этих масок и окружающие нас люди, носят аналогичные, мы и уверенны, что эти маски и есть наши истинные лица. Но шут напомнит нам, что мы не можем сводить жизнь к своду определенных правил. В жизни всегда есть что-то большее, но не определенное. Ничто.
Но всё это вовсе не означает, что мы должны видеть Дурака совершенством. Хотя Дурак и представляет собой свободу, но и она несет свои ограничения. Мы не можем поддерживать такое состояние небытия. В действительности, мы не можем идти по миру танцуя, реагируя исключительно на инстинкты. Есть моменты, когда мы должны планировать, думать наперед. Нам также необходимо, чтобы вписаться в общество, ладить с другими с другими людьми, находя общий язык и на работе и дома, со своими семьями и друзьями.
Есть в Дураке и что-то интригующее. Он никогда не сможет познать себя, в этом его парадокс. Потому что дурак не отделим от мира, он не может отстраниться и посмотреть на себя. Поэтому мы не можем остаться на стадии шута, но должны пройти путь через все Старшие арканы – через жизнь – перенося инстинкт Шута на себя, он будет нас толкать вперед и не даст забыть, что истинная реальность в чем-то другом, каждый шаг поможет нам в познании себя и вселенной.
Практически в каждой культуре мы можем найти миф о грехопадении. Коллективное бессознательное воспроизводит истории о потерянном рае, где никто не умирал, не страдал и не ссорился, не должен был работать или голодать. Иногда, как в Книге Бытия, падение наступает через неповиновение богам. В других, менее моралистических культурах к потере рая приводит банальная ошибка. Кто-то ложиться спать в неположенное время, кто-то что-то теряет, а кто-то ест не из той корзины. И эти истории больше, чем просто жалобы о тяготах жизни. Они освобождали свои чувства, понимая, что потеряли что-то истинное и совершенное. Внутри себя мы чувствуем, что так или иначе относимся к этому месту любви и восхищения и что-то страшное должно было произойти, чтобы мы лишились этого. Наверное, такой совершенной невинности никогда и не существовало на самом деле. Скорее всего, люди почти так же, как и сейчас были скованны своим эго, вели борьбу с жизнью и друг с другом. Но если рая никогда и не существовало, это не говорит о том, что миф ложен и фантастичен. Истина истории лежит не в картине совершенства мира, скорее в образе потери. Интуитивно мы чувствуем, что жизнь может быть иной, спонтанной, радостной, наполненной любовью. Верим, что, если однажды мы все это потеряли, то когда-нибудь сможем и вернуть это.
Таро выходит за пределы сожаления и ностальгии. Они говорят, что информация требует осознания и классификации. Таро учат нас путешествовать в сознании, до обретения бессознательной энергии Дурака. В последнем из Старших Арканов, Вселенной, стремление к невинности трансформируется в мудрость. Это своего рода психологическая версия христианской традиции грехопадения, показывающая положительные моменты падения Евы и Адама, ведь иначе у Христа не было бы необходимости помогать человечеству искупить свои грехи и вознестись на более высокий уровень. Вам не нужно быть христианином, чтобы увидеть психологический истину в этой истории. Если мы всегда остаемся по-детски невинными, мы не имеем возможности меняться на своём жизненном пути.
В Шуте Германа Хайндля, раненный лебедь олицетворяет грехопадение. Во многих культурах лебедь символизирует любовь и чистоту. Индуистские боги создатели Брахма и Сарасвати, ездили на лебедях. У людей лебедь часто ассоциируется с планетой Венерой и Богиней Любви (Императрица). В частности раненый лебедь появляется в мифе о Святом Граале, этот миф вполне применим к описанию младших арканов Таро,- кубки, жезлы, диски, мечи, - эти символы связаны со Святым Граалем (Мы видим эти символы и в СА Маг).
В истории Чаши Грааля невинный герой, Парсифаль, стреляет в лебедя. Парсифаль, раня лебедя, ранил и себя также. Он впервые узнает о страдании, и так начинаются поиски, которые приведут к открытию любви и искупления.
Представление Шута и лебедя, являются примером того, что я называю «экономикой символизма» у Германа Хайндля. Если брать Шута из окружающей действительности, то, если мы посмотрим глубже, увидим, что за повседневными проявлениями уровень животных желаний очень силен. Теперь мы, в основном, воспринимает животное внутри человека, как нечто дикое и жестокое, хотя на самом деле люди становятся куда более разрушающими, когда отделяют себя от животного начала. Ядерные бомбы, концлагеря, массовые истребления отдельных биологических видов, всё это было основано на холодном расчете. Таким образом, шут указывает на раненого животного, чтобы напомнить о необходимости восстановления нарушенной связи между нами и окружающим миром, природой.
Христианские моралисты учили, что мы должны преодолеть животное начало внутри себя, современные психологи, что мы должны эго признать; и экологи, что мы должны каким-то образом принять его. Но посвященные и мистики всех религий говорят о прямой связи между Космосом и всеми живыми существами. Изоляция – лишь иллюзия, ибо мы связаны с каждым атомом и с самыми дальними звездами. И так, за Шутом мы видим лебедя, а за лебедем небеса.
Средневековая теология описывало человечество, стоящим на середине пути между ангелами и животными. Через отрицание страстей и выбора правильных оснований в поступках лежит путь к «ангельскому».Таро переворачивает эту точку зрения. Мы должны обнаружить животное начало в себе и объединиться с ним, чтобы достичь космического сознания, ибо только путем изучения сокрытых внутри нас истин, мы сможем познать истину творения. Поэтому животное лежит между человеком и звездами.
Также, мы можем рассматривать карту вертикально. В нижней части мы видим зелено-коричневую массу представляющую землю. Лебедь поднимается из этой бесформенной массы и достигает небесных высот, движение к небу соответствует эволюции жизни и сознания. Первые существа возникли из морей и грязи. Но поскольку животные развивались и становились более сложными, развивалось и сознание, приводя к чувству единения с небесами. Это движение образует круг или скорее возвращение, ведь и земля образовалась, по одной из теорий, из материалов, выброшенных взрывом звезды.
Вертикальный подъем можно также описать, как развитие индивидуального сознания. Мы начинаем жизнь без какого-то реального понимания, кем мы являемся. Мы не отделяем себя от родителей или мира вокруг нас, и таким образом воспринимаем окружающую нас неопределенною массу цветов. По мере взросления наши чувства становятся более понятными. Сексуальный инстинкт играет значительную роль в этом, показывая нам собственные потребности, но и отдаляя нас от родителей. Мы видим животного – лебедя, священным для богини любви. Но животное ранено, потому что мы не можем полностью понять любовь, пока не испытаем силу реальных страданий.
Рана указывает вверх (и вниз), указывая на универсальное знание о двойственности страдания. В то время, как страдание помогает вырабатываться индивидуальной личности, оно связано и с гуманностью (палец Шута касается раны), поднимая нас за пределы индивидуализма. Мы видим связь между раной и развитием сознания в теле лебедя. И хотя шея скручена от боли, она образует спираль, ведущую в небо. Сознание поднимается вверх не по прямой линии, но по спирали, словно кружащийся в танце Суфийский дервиш. Золотой клюв, однако, показывает почти точно вверх, словно стрелка указывающая направление к звездам и планетам. Левое крыло лебедя поднято вверх, словно лестница, по которой мы можем подняться, пройдя через опыт любви и боли.
Шут носит 6 бубенцов, и в небе мы видим 6 планет. Это напоминает греческий миф о музыке сфер, представляющих гармонию бытия. Число шесть также относит нас к карте влюбленных, Аркан 6. Шут в своей невинности, чувствует эту гармонии, но только интуитивно. Прежде чем придет понимание правды, он должен осознать своё «падение». Три колокольчика на колпаке шута, образуют подобие гребешка. Хайндль говорит, что они отсылают нас к тому, как Петр до того, как пропел петух, трижды отрекся от него, поддавшись своей человеческой слабости. Так же как лебедь показывает раненную природу, так христиане верили, что Иисус объединив в себе физические и духовные страдания, искупил грехи мира, через собственные мучения. Он также и проводит параллель Персифаля с образом Христа, на время поисков СвятогоГрааля.
Экологическая опасность нашего времени происходит отчасти и от того, что человечество отделяет, а порой и противопоставляет себя природе. Западная теология учит доминировать над природой, используя превосходство для собственного комфорта и богатства. Такое отношение привело к чудесам технологии и медицины, делая жизнь огромного количества людей, чем было возможно, когда либо прежде. Это также привело к бесконтрольному уничтожению и исчезновению различных биологических видов, водных объектов и огромных участков земли. Многие неевропейские культуры, такие , как Лакота (Сиу), чьи цвета проявляются в одежде Шута. Видели свою взаимосвязь между, землей, растениями и животными вокруг них.Мы не можем повернуться спиной ко всему, чего достигли в прошлых столетиях и не должны этого хотеть. Как падший Шут мы должны пройти через кризис, чтобы объединить достижения индивидуального сознания и чувство единения с природой и божественным.
Коричневый капюшон и рукава намекают на ордер христианских монахов, с их клятвами смирения и отказом от власти и богатства. Более определенно Шут указывает на святого Франциска Ассизкого. Как шаман или провидец Лакота, св. Франциск ушел в дикую местность, чтобы научиться говорить с животными. Св. Франциск мог бы служить символом объединения борьбы современной культуры с более древними понятиями о человеке, живущем в гармонии с миром.
Рот Шута, очерчен горизонтальной линией на той же высоте, что и вертикальная рана лебедя, вместе они формируют крест. Уголки рта опущены вниз, символизируя его падение и печаль о ране своей и мира.
Изображение разговора с животными, особенно с птицей формирует следующий образ. Во всем мире мы находим людей изучающих язык птиц. Поскольку птицы летают, символизируя небеса и высшее сознание. Животные земли, с другой стороны символизируют более низкие, бессознательные уровни. Разговор с птицами и зверями объединяет оба сознания, поскольку речь и язык, - человеческие признаки этих уровней. В Таро Хайндля мы видим этот союз в лебеди, чьи ноги исчезают в коричнево-зеленной массе земли, а крылья взмывают вверх, а шея образует спираль среди планет.
Несмотря на свою связь со св. Франциском, Шут фактически ничего не говорит. Его рот остается закрытым. Мы можем посмотреть на это с двух сторон. Язык принадлежит сознанию. Существующий в подсознательном состоянии, Шут ещё не научился говорить. Освоив речь он станет более человечным. В легенде о Персифале, он вначале получает Грааль, но теряет его, не умея говорить. Путешествие по Старшим Арканам и является путем обретения навыков речи.
Но мы также можем рассматривать молчание, как форму речи, которая лежит вне слов, за пределами человеческого языка, как инстинктивную связь с жизнью. Родившиеся в цивилизации слова ограничивают наше восприятия истинного смысла идей, сводя к восприятию только того языка на котором мы говорим. Европейские языки «думают» по-другому, чем, например, индейские или африканские и, как правило, ограничивают нас рациональным объяснением жизни. Тишина, как аспект Ничего, содержит потенциал для любых языков, а также понимание опыта и интуиции, которые не могут быть выражены ни на одном языке. Помните, Алеф, непроизносимое начало слова Божьего.
Со своей руной радости, Шут охватывает все стороны жизни, в том числе и страдания. Танцуя, получает он жизненный опыт, обретая секретную радость в сердце всего сущего.

Значения при прорицании:
В чтении расклада, когда нам встречается Шут, мы смотрим, как сложные задачи соотносятся непосредственно с ситуацией в жизни человека. Шут указывает на ситуацию где невозможно или не желательно что-либо планировать и человек должен действовать интуитивно. Иногда это следствие безрассудного импульса, такого как неожиданный уход с работы или переезда в другую страну, без какой либо уверенности, что будет дальше. Хотя окружающие могут назвать такой поступок сумасшедшим, Шут рекомендует следовать своим инстинктам, а не чьим-то мудрым советам или нормам общества.
В целом, Шут указывает на период в жизни человека, когда ему следует действовать импульсивно, идти за своими чувствами. Он советует нам смело бросаться на встречу новому опыту и верить, что все будет хорошо. Шут нам может показывать время сюрпризов, удивления и будоражащей жизни. Если появляются новые возможности, Шут говорит нам хвататься за них. Сделайте это, не колеблясь.
Шут настаивает на импульсивных действиях, но Шут только одна карта. Значение при чтении, зависит от остальных карт. Если результат кажется нежелательным и другие карта, такие, как Умеренность, предлагают более осторожный подход, человеку следует ещё раз подумать о последствиях.

В перевернутом положении:
Перевернутый Шут указывает, что человек с трудом доверяет себе и своим инстинктам. Человек может хотеть что-то сделать, но сомневается в целесообразности этого, особенно, если затея кажется глупой, или другие указывают на практические проблемы в её воплощении. Человек может бояться шагнуть в неизвестность. Кроме того, в зависимости от остальных карт, перевернутый Шут может предостерегать от безрассудства.

(с) Рейчел Поллак "Таро Хайндля, Старшие Арканы"
(с) перевод Геката

 

Серия сообщений "Haindl Tarot":
Часть 1 - Haindl Tarot - Шут
Часть 2 - Haindl Tarot - Маг

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий